История в датах

12 век

0 год

Конец XII века. В грамоте Емерика Остригомскому монастырю (Венгрия), подтверждающей более ранние грамоты, упоминаются купцы из Руси, прибывающие в Пешт и Остригом покупать коней. Конец XII века. Годефруа из Витерба в поэме "Пантеон" помещает по берегам Дуная "Хунгарию, Рутению, Грецию". XII век. Во французском романе "Ипомедон" в перечне земель и стран названы рядом Руссия и Алемания (Германия). В романе "Октавиан" (между 1229—1244) последовательно названы Алемания, Руссия, Венгрия.

1100 год

Конец XI — начало XII века. В Житии св. Мариама (ок. 1185) сказано, что ирландский монастырь в Регенсбурге достраивался на деньги киевского князя, полученные ирландскими монахами в результате своего путешествия в Киев.

1100 год

Конец XI — начало XII века. В Житии св. Мариама (ок. 1185) сказано, что ирландский монастырь в Регенсбурге достраивался на деньги киевского князя, полученные ирландскими монахами в результате своего путешествия в Киев.

1111 год

1111 год. По сообщению Ордерика Виталиса, норвежский король Сигурд, возвращаясь из Иерусалима "через Русь, взял в жены Мальфриду, дочь короля". В "Хеймскрингле" Снорри Стурлусона (XIII в.) путь Сигурда проходил через Болгарию, Венгрию, Паннонию, Швабию и Баварию. В "Генеалогии датских королей" указано, что Сигурд женился на Мальмфриде в Шлезвиге.

1111 год

1111 год. По сообщению Ордерика Виталиса, норвежский король Сигурд, возвращаясь из Иерусалима "через Русь, взял в жены Мальфриду, дочь короля". В "Хеймскрингле" Снорри Стурлусона (XIII в.) путь Сигурда проходил через Болгарию, Венгрию, Паннонию, Швабию и Баварию. В "Генеалогии датских королей" указано, что Сигурд женился на Мальмфриде в Шлезвиге.

1112 год

1112 год. Штаденские анналы (XIII в.) под этим годом помещают рассказ о событиях, занявших длительное время. Дочь графа штаденского Леопольда Ода была выдана за русского короля. После его смерти она была вынуждена бежать из Руси. Зарыв сокровища в землю, она вместе с сыном Вартиславом вернулась в Саксонию. Затем, однако, Вартислав был призван на княжение "в Русь". Как обычно, объяснение ситуации исследователи ищут в Киевской Руси. Называли, в частности, имена Ростислава Владимировича (в действительности женатого на венгерской герцогине), Святослава Ярославича (видимо, женатого на сестре Бурхада Трирского). Но имя Вартислава вообще не встречается в Киевской Руси, тогда как у балтийских славян оно обычно (может быть, в связи с рекой Варта). С именем Вартислава связывается крещение части Поморья во втором десятилетии XII века. Был он, по-видимому, сыном Святобора, изгнанного поморянами за несколько десятилетий до этого за приверженность к польскому князю Болеславу III.

1112 год

1112 год. Штаденские анналы (XIII в.) под этим годом помещают рассказ о событиях, занявших длительное время. Дочь графа штаденского Леопольда Ода была выдана за русского короля. После его смерти она была вынуждена бежать из Руси. Зарыв сокровища в землю, она вместе с сыном Вартиславом вернулась в Саксонию. Затем, однако, Вартислав был призван на княжение "в Русь". Как обычно, объяснение ситуации исследователи ищут в Киевской Руси. Называли, в частности, имена Ростислава Владимировича (в действительности женатого на венгерской герцогине), Святослава Ярославича (видимо, женатого на сестре Бурхада Трирского). Но имя Вартислава вообще не встречается в Киевской Руси, тогда как у балтийских славян оно обычно (может быть, в связи с рекой Варта). С именем Вартислава связывается крещение части Поморья во втором десятилетии XII века. Был он, по-видимому, сыном Святобора, изгнанного поморянами за несколько десятилетий до этого за приверженность к польскому князю Болеславу III.

1120 год

20-е годы XII века. В папской грамоте 1218 года напоминается о вкладах "королей русое" из Галиции Василька и Ивана-Владимира, которые они делали в хорватский монастырь (св. Димитрия) на реке Саве. После унии 1102 года Хорватия входила в состав Венгрии.

1120 год

20-е годы XII века. В папской грамоте 1218 года напоминается о вкладах "королей русое" из Галиции Василька и Ивана-Владимира, которые они делали в хорватский монастырь (св. Димитрия) на реке Саве. После унии 1102 года Хорватия входила в состав Венгрии.

1124 год

1024—1125 годы. В Житиях Оттона Бамбергского, написанных спутниками епископа, крестившего Поморье, Эбоном (1151— 1152) и Гербордом (1158—1159), много сведений о "Рутении", граничащей с Польшей на востоке, и о "Рутении", примыкающей к Дании и Поморью. Герборд говорит, что эта вторая Рутения должна находиться во власти датского архиепископа. Миссионеры получили у щетинцев "многие" сведения "о происхождении племени Рутеное". Очевидно, пересказывались какие-то генеалогические предания, служащие прославлению рода и племени. Балтийские рутены в это время оставались язычниками и добивались возвращения в язычество поморян, принявших крещение. О "земле варваров, которые называются рутенами", говорит и Эбон. Согласно Эбону Оттон пытался обратить в христианство и рутенов. Однако последние предупредили, что если епископ приблизится к "границам Рутении", то ему и его людям будут "отрублены головы", а тела их будут выброшены на растерзание зверям. Смешение восточных и балтийских "рутенов" наблюдается в следующем тексте Герборда: "С одной стороны на Польшу нападали чехи, моравляне, угры, с другой — дикий и жестокий народ рутенов, которые, опираясь на помощь флавов, пруссов и поморян, очень долго сопротивлялись польскому оружию, но после многих понесенных поражений принуждены были вместе со своим князем просить мира. Мир был скреплен браком Болеслава с дочерью русского короля, но ненадолго". Обычно вспоминают, что за Болеслава была выдана дочь Святополка Сбыслава. Но это было в 1103 году. Характеристика же "рутенов" относится, очевидно, к язычникам, которые опирались на языческие же племена Прибалтики. Под "флавами" чаще всего понимают половцев. Не исключено, однако, что это лишь род рутенов (латинское "рыжие"). Поморская Рутения не сводится у Герборда к острову Рюген, который, кстати, тоже упоминается, и именно как Ругия.

1127 год

1127 год. В Житии Конрада, архиепископа зальцбургского (XII в.), упомянуто о посольстве австрийского герцога к венгерскому королю, "который тогда находился в марке рутенов".

1127 год

1127 год. В Житии Конрада, архиепископа зальцбургского (XII в.), упомянуто о посольстве австрийского герцога к венгерскому королю, "который тогда находился в марке рутенов".

1132 год

Ок. 1132 года. В истории перенесения мощей немецкого св. Годегарда Гильдесгеймского упомянуты "путешественники из Русии". 1132—1135 годы. Войны Болеслава III Польского против коалиции из Чехии, Венгрии и Австрия, а также усобица в Венгрии, в которой Борис ищет помощи против Белы Слепого то у "князей русских", то у поляков, то у графов Восточной марки. Галич оставался союзником Венгрии против Польши. Но в составе войска Болеслава также были русские.

1135 год

1135 год. Анналист Саксон сообщает о прибытии к императору Лотарю королей "венгров, русое, датчан и франков". В том же году Лотарь, по сообщению Оттона Фрейзингенского (ум. 1158), получил с Болеслава III дань за 12 лет и передал польскому князю в лен "поморян и ругов". Фактически Поморье и Ругия еще не признавали власти ни польского князя, ни германского императора.

1139 год

1139—1145 годы. Оттон Фрейзингенский воспроизводит переписку императора Конрада III (1138—1152) с византийскими императорами Иоанном II (1118—1143) и Мануилом I (1143— 1180), в которой Конрад говорит об эпизоде, "случившемся в России", где рутены "проявили пренебрежение к власти германского государства, убили людей императора, отняв их достояние". Иоанн II в ответе не уклонялся от ответственности за происшествие на Руси и уверял, что "он поступил так, как от него ожидали и как это соответствует его достоинству". О какой Руси, подчиненной византийскому императору, идет речь, неясно.

1141 год

1141 год. Французский хронист Альберик (ум. 1252) упоминает "короля Руси" по имени Мусух, мужа польской княжны Риксы и отца Софьи, будущей королевы Дании.

1145 год

Ок. 1145 года. Матвей Краковский в ответе "отцу крестоносцев" Бернарду Клервоскому, помимо "бесчисленных" рутенов на востоке, упоминает также рутенов в Полонии и Богемии и отмечает, что рутены "Христа лишь по имени признают, а по сути в глубине души отрицают". "Не желает упомянутый народ ни с греческой, ни с латинской церковью быть единообразным, но, отличный от той и другой, таинства ни одной из них не разделяет". Из этого свидетельства вытекает, что и в XII веке у значительной части рутенов-руси сохранялось арианство (в котором бог-сын не признавался равным богу-отцу). В эту связь может быть поставлено сообщение польского анонима XV века о том, что у крещенных по греческому обряду западных славян были "русские священнослужители", а также упомянутое выше определение Мефодия как русина (Мефодия постоянно обвиняли в арианстве).

1147 год

1147 год. В крестовом походе против пруссов с польским войском участвовали, по сообщению Магдебургских анналов, рутены.

1152 год

1152 год. Кнут — будущий соправитель Свена (1147— 1157), по сообщению Риенских анналов (XIII в.), бежал в Саксонию, а изгнанный оттуда — бежал в Руссию.

1153 год

В 1153 году согласно тем же анналам Кнут бежал из Русии во Фризию, где построил крепость Мильдеборг. Об изгнаниях Кнута Свеном рассказывает и Гельмольд. У него эти сведения помещены под 1150 годом, но излагаются события нескольких лет. Гельмольд знает о двукратных бегствах Кнута в Саксонию (хотя не знает, что и из Саксонии он был изгнан, возможно, тестем Свена Конрадом, маркграфом из Витина), а также о том, что он, вернувшись из Саксонии, был принят фризами, и именно теми фризами, которые жили в Ютландии. О Руси Гельмольд не упоминает, и восточнее области вагров и ободритов Кнут, видимо, и не появлялся,

1154 год

Ок. 1154 года. Ал-Идриси (ум. 1164) в географическом труде упоминает реки Русиййа и Русиййу, видимо Керченский пролив и Кубань, а также город Русиййа, обычно отождествляемый с Керчью. Неясно упоминание "гср-Русиййа внешней", поскольку о "внутренней" ничего не сказано. Ал-Идриси указывает на два вида русое; один - тот, которому дается непосредственное описание, а другой — это тот, что живет по соседству с Венгрией (Ункариййа) и Македонией (Джа-сулиййа, или Макдуния). Середина XII века. Рифмованная хроника (конец XIII в.) относит первое прибытие немцев к устью Западной Двины к 1143 году. На самом деле это произошло несколько позднее. По хронике, жили здесь язычники селы, ливы, летты, находившиеся во власти русое.

1157 год

1157 год. Саксон Грамматик сообщает, что датский король напал на Шлезвиг и ограбил русские суда. 1157 год. Продолжатель Оттона Фрейзингенского Рагевин (ум. 1177) упоминает о нападениях на Польшу с севера рутенов.

1158 год

1158 год. По сообщению Гельмольда, город Любек был заново отстроен после пожара, и саксонский герцог Генрих Лев направил послов "в города и северные государства — Данию, Швецию, Норвегию и Русь". В одном списке Хроники вместо Руси значится Ругия.

1162 год

(1162) год: крестили наконец-таки князя Всеволода «^ Легенда о граде Китеже» (время создания первая половина 14 века) повествует: «А святой благоверный князь Всеволод (сын вел. Кн. Мстислава) сначала княжил в Великом Новгороде. Но в своё время возроптали новгородцы на него и решили сами промеж себя: князь наш, некрещёный (!), владеет нами, крещёнными. И сотворили совет, и пришли к нему, и изгнали вон. Он же пришёл в Киев к дяде своему Ярополку и сказал ему всё, за что изгнан был новгородцами. А тот, узнав об этом, дал ему (некрещеному!) во владение Вышгород. И здесь уже умоляли (!) его псковичи княжить у них, и он пришёл к ним в город Псков. И по некоторому времени восприял благодать святого крещения, и наречён был во святом крещении Гавриил. И пребывал в великом пощении и воздержании, а спустя один год в вечный покой отошёл 6671 (1163) года, месяца февраля в одиннадцатый день».

1165 год

1165 год. Рагевин упоминает "королька рутенского" в качестве вассала Фридриха Барбароссы. 1165 год. В грамоте архиепископа Кельнского Рейнольда городу Магдебаху остров Рюген назван Рутией или Руйей. 1165 год. Императору византийскому Мануилу в походе из Далмации на Венгрию помогали "подвластные Византии сербы, равно как и русские".

1167 год

Выступив в поход, он в 1167 году победил этот свирепый народ и, накинув петлю на шею кумира Святовита, повелел своим солдатам свалить его наземь на глазах у славян, разрубить на куски и сжечь. Он разрушил и храм со всем его культом, забрав казну, и издал указ всем оставить идолопоклонство и обратиться к культу истинно¬го Бога. И в этом им постоянно помогал, возведя за свой счет на Ране две¬надцать церквей. Несмотря на это, ранское суеверие в Святовита продол¬жало жить и продержалось длительное время у чехов, пока чешский князь Вацлав Блаженный не передал им для всеобщего поклонения мощи святого Вита, полученные им от императора Отгона. Однако и это не помогло ему полностью уничтожить у чехов память о Святовите. И поныне чехи не име¬ют более торжественного и частого приветствия, чем приветствия под име¬нем Вита. Принимая гостей или друзей из далеких стран, они приговарива¬ют: «Витей, Витей», радуясь тому, что они добрались целы и невредимы, как если бы это произошло по милости Святовита. Этот

Славянское царство

Орбини Мавро Славянское царство.

1167 год

Однако Господь, чьи помыслы от нас скрыты, не пожелал, чтобы такой воинственный народ и далее пребывал в язычестве, и подвиг датского короля Вальдемара пойти на них войной. Снарядив против них весьма большой флот, Вальдемар, однако, понимал, что одному ему с ними не справиться, и поэтому взял себе в союзники поморских государей Казимира и Богуслава (Buggeslauo), а также князя славян бодричей Прибислава. Выступив в поход, он в 1167 году победил этот свирепый народ и, накинув петлю на шею кумира Святовита, повелел своим солдатам свалить его наземь на глазах у славян, разрубить на куски и сжечь. Он разрушил и храм со всем его культом, забрав казну, и издал указ всем оставить идолопоклонство и обратиться к культу истинного Бога. И в этом им постоянно помогал, возведя за свой счет на Ране двенадцать церквей. Несмотря на это, ранское суеверие в Святовита продолжало жить и продержалось длительное время у чехов, пока чешский князь Вацлав Блаженный не передал им для всеобщего поклонения мощи святого Вита, полученные им от императора Оттона. Однако и это не помогло ему полностью уничтожить у чехов память о Святовите. И поныне чехи не имеют более торжественного и частого приветствия, чем приветствия под именем Вита. Принимая гостей или друзей из далеких стран, они приговаривают: «Витей, Витей», радуясь тому, что они добрались целы и невредимы, как если бы это произошло по милости Святовита. Этот суеверный культ пытался уничтожить знатный муж Янимар, брат Тетислава. Он правил ранами в то время, когда они были побеждены. Едва получив наставление в католической вере, он отважно и решительно принял святое крещение, повелев всем своим подданным вместе с ним обратиться к новой жизни через священную купель. И впоследствии не уставал укреплять их с помощью своей проповеди в вере Христовой, так что казался вторым апостолом Павлом, призванным Христом. Исполняя апостольскую службу и действия то с помощью увещеваний, то с помощью угроз, он обращал к вере этот грубый народ, превосходивший по своей свирепости зверей и проявивший наибольшее упорство при обращении среди всех славян Балтийского моря.

Орбини Мавро Славянское царство.

1176 год

1176 год. В войске чешского короля Собеслава II и князя Конрада Зноемского, воевавших против австрийского герцога Генриха Язомиргота, были русские.

1177 год

1177 год: Древняя Винета и Выжба разрушена датским королем Вальдемаром

[Классен Е. Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов. Вып. 1-3, 1854-2005./ - 2-е изд., испр. – М.

1182 год

До 1182 года. В "Генеалогии королевы Ингеборги" упомянуто, что женой датского короля Вальдемара I (ум. 1182) была дочь рутенского короля Валедара Софья. Позднее Софья была ландграфиней Тюрингии.

1186 год

1186 год. Восставшим против Византии болгарам и влахам помогают русские, "ветвь тавроскифов" из Вордоны или "поистрийские скифы".

1187 год

1187 год. В привилее Фридриха I городу Любеку названы купцы "рутены, готы и норманны".

1189 год

1189 год. Бенедикт из Питерборо (конец XII в.) в числе народов Священной Римской империи рядом с "альпинами" называет рутонов. Здесь же помещено послание Фридриха I Саладину, в котором последовательно названы Богемия, Австрия, Фрисция, Рутония, "часть Иллирика". Фрисция — Каринтия. Рутония соответствует Штирии.

1191 год

Ок. 1191 года. Герцог Австрии и Штирии Оттокар IV в уставе городу Эннсу назначает размер платы за провоз соли "на Русь" и "из Руси". Соляные источники в Подунавье находились в районе Зальцбурга и в верховьях притока Дуная Трауна. Ок. 1191 года. В булле бременскому архиепископу папа Климент III епископию Икскуль (близ Риги) помещает "в Рутении".

1192 год

3 1192-07-09

9 июля 1192 года. В привилее Регенсбургу австрийского герцога Леопольда II указаны сборы за проезд купцов русариев через территорию Австрии (два таланта в одну сторону и полталанта обратно).