История в датах

16 век

0 год

XVI век. Географ Меркатор называет жителей Рюгена рутенами. В русском переводе XVII века остров именуется Русией. В Нидерландской хронике Мейера (Антверпен, 1561) под 445 годом рассказывается о покорении франкским королем Клодием племени тунгров, а затем моринов, живших на побережье Северного моря. Моринам оказали помощь кимвры и рутены. Полководец рутенов Голдер с его дочерью были взяты в плен. Дочь была выдана Клодием за своего племянника Фландберта, который и стал правителем Бельгийского берега. Выгнав брата жены Голдина, Фландберт управлял кимврами и рутенами. Вождь рутенов Хольдер упоминается также в "Истории бриттов" Гальфрида Монмутского (вторая четверть XII в.). Хольдер был союзником легендарного короля Артура, прообразы которого уходят в V—VI века. Рутены Гальфрида Монмутского жили по соседству с Фландрией в нынешнем французском департаменте Па-де-Кале. Хольдер погиб и был похоронен в своем городе (нынешний Теруан). Античные географы помещали на этой территории племя моринов (т. е. поморян). Видимо, рутены в данном случае — это другое название каких-то племен моринов. Частью этих северных рутенов, возможно, являлись и рутены на реке Роне в Южной Франции. По археологическим данным, они пришли именно с севера. Польский хронист XVI века Стрыйковский, говоря о событиях конца X века, утверждает, что Владимир "собрал большое войско, с которым, переправившись через Дунай, подчинил земли: Болгарскую, Сербскую, Хорватскую, Семиградскую, Вятницкую, Ятвяжскую, Дулебскую, и те земли, где теперь волохи, мултаны и татары добручские, и всех их привел в послушание одним походом и возложил на них дань, которую они раньше давали царям греческим". Южнорусский переписчик Жития Кирилла, живший в XVII веке, сделал следующий комментарий к сказанию о "Русской грамоте": "И не токмо муравляне (т. е. моравы), чехи, козари, карвати, сербы, болгары, ляхи и земля Мунтаньская (южное Прикарпатье), вся Далъматия и Диоклития, и волохи быша Русь

1500 год

Более того, как пишет Яков Мейер (I), славянорусы (Russi Slaui) высылали свои колонии даже во Фландрию, где в настоящее время их зовут рутенами. Греки (по свидетельству Прокопия Кесарийского) называли их спорами, то есть «рассеянным народом». Они всегда жили в Европейской Сарматии, где и по сей день живут, значительно распространив силой оружия свое господство. Как пишет Сигизмунд Герберштейн, они потому так расширились, что все другие народы, оказавшиеся посреди них, либо изгнали, либо заставили жить на свой лад. Таким образом, ныне Русское царство на востоке ограничено рекой Таной и Меотидским озером, на севере Литвой, рекой Певкой (Рейсе) и другой рекой, называемой Полна (Polma), отделяющей его от Финляндии, которую русские (как говорит Герберштейн) на своем языке называют «Каянской землей» (Chainscha Semla). На западе оно граничит с Ливонией, Пруссией и Польшей, а на юге с Сарматскими горами и рекой Тирас, называемой в настоящее время Днестр. В упомянутых пределах лежит и земля Югария, или, как ее называют русские, Югра, откуда некогда вышли гунны, которые заняли Пан- нонию и под предводительством Аттилы завоевали многие страны Европы. По этой причине русские похваляются, что их подданные в прежние времена покорили немало стран в Европе. Итак, жили они в Сарматии и, как пишут Джамбулари и Гюнтер (IV), пользовались славой людей по природе воинственных и неукротимых.

Орбини Мавро Славянское царство.

1539 год

В 1539 шведский картограф Олаф Магнус в книге "История северных народов" и на составленной им исторической карте (известной как Carta Marina) дал сведения о Биармии. Биармию он поместил севернее Финляндии (восточнее 3-х норвежских замков-крепостей) в районе Кольского полуострова до устья Северной Двины. Опираясь на хронику датского летописца Саксона Грамматика (1140 - 1208), он выделил две Биармии — Ближнюю и Дальнюю. Первая покрыта высокими горами и вечными снегами не тающих даже летом; она не приспособлена к жизни и препятствует проникновению европейцев в Дальнюю Биармию, которую населяют удивительные племена, занимающиеся оленеводством охотой и рыболовством. Земля там достаточно плодородная, но земледелием жители не занимаются. Население обеих Биармий поклоняется идолам и верит в магию — языческие племена финно угров: саамов (Кольский п-ов), вепсов (Сев. Двина), коми (Вычегда), манси (Предуралье, Кама, верх. Вычегды).

1551 год

Иван Грозный в 1551 г. пишет митрополиту Макарию: «В монахи постриглись ради телесного покоя, чтобы всегда бражничать; упивание безмерное, разврат, содомский грех (мужеложство), у игуменов и архимандритов по кельям инде жонки и девки небрежно приходят, а робята молодые по всем кельям живут невозбранно; монахи обитают в одних монастырях с монахинями со всеми вытекающими для ангельского чина соблазнами, отцы пустынники ходят с иконами, якобы собирая деньги на постройку монастыря, а на самом деле затем, чтобы их пропить». Вся эта мразь и пьянь существовала за счёт труда русского крепостного. В 16 веке вместо 100 прежних монастырей насчитывалось уже 200. Только на Троице-Сергиев монастырь работало около 80 тыс. крепостных. Народ медленно превращался в «стадо христово», хотя ещё сильна была приверженность славянской старине. В начале 16 века, например, игумен Елизарова монастыря Памфил осуждал псковитян за празднование Купальской ночи: «Мало не весь город возмятётся, и в сёлах взбесятся, в бубны и сопели и гудением струнным и всякими неподобными играми сотонинскими, плесканием и плясанием, жёнам же и девам накивание и устнам их неприятен клич, всескверные песни бесовские и хрептом их увиляния, и ногам скакания и топтания. Ту же есть мужем и отроком великое падение, на женское и девичье шатание и блудное им воззрение. Також есть и жёнам мужатым беззаконное осквернение ту же и девам растление».