История в датах

3 век

0 год

II—III века. Иордан (VI в.) сообщает о борьбе готов в Прибалтике с ругами, которые были сильнее германцев "телом и духом" и тем не менее были побеждены готами.

Иордан

200 год

Когда эрулы были побеждены в бою лангобардами и должны были уйти, покинув места жительства отцов, то один из них, как я выше рассказывал (гл. 14, § 28), поселился в странах Иллирии, остальные же не пожелали нигде переходить через реку Истр, но обосновались на самом краю обитаемой земли. Предводительствуемые многими вождями царской крови, они прежде всего последовательно прошли через все славянские племена, а затем, пройдя через огромную пустынную область, достигли страны так называемых варнов. После них они прошли через племена данов, причем живущие здесь варвары не оказывали им никакого противодействия. Отсюда они прибыли к океану, сели на корабли, пристали к острову Фуле и там остались. Этот остров Фула очень большой. Полагают, что он в десять раз больше Британии (Ирландии). Он лежит от нее далеко на север. На этом острове земля по большей части пустынна, в обитаемой же части живет тринадцать племен, очень многолюдных, и у каждого племени свой царь. Здесь каждый год происходит чудесное явление. Около летнего солнцеповорота в течение приблизительно сорока дней солнце здесь никуда не заходит, в течение этого времени непрерывно сияет над землей. Но месяцев через шесть после этого, около зимнего солнцеповорота, дней сорок солнце совсем не показывается над этим островом и он погружен в непрерывную ночь. Это время живущие здесь люди проводят в полном унынии, так как они не имеют никакой возможности тогда сноситься друг с другом. Лично мне отправиться на этот остров, чтобы своими глазами увидать то, что мне рассказывали, хоть я и очень старался, никак не удалось. Тех, которые оттуда приходят к нам, я спрашивал, как они могут вести счет и деление дня, если солнце не всходит и не заходит там в установленное время? Они дали мне ответ правильный и убедительный. Они сказали, что в те сорок дней, когда солнце, как сказано выше, не заходит, оно сияет людям то с востока, то с запада. И всякий раз, как оно, совершая свой путь, вновь окажется у края неба на том же месте, откуда [160] в прежние дни его видали поднимающимся, они считают, что прошли одни сутки. А когда наступает время непрерывной ночи, то, наблюдая за ходом луны и движением звезд, сообразуясь с ними, они рассчитывают деление дня. По прошествии тридцати пяти дней этой великой ночи, определенные люди, которым это привычно, посылаются на вершины гор и, увидав оттуда определенным образом солнце, они объявляют стоящим внизу людям, что через пять дней солнце засияет им. Получив эту добрую весть, они, хотя еще в темноте, отмечают ее всенародным веселым праздником. У жителей Фулы это самый большой из праздников. Мне кажется, что жители этого острова находятся всегда в страхе, как бы солнце не покинуло их навсегда, хотя это явление у них происходит всегда одинаковым образом каждый год.

война с готами

Прокопий кесарийский

230 год

Карпы приобрели значение в III веке как одно из сильнейших и воинственных варварских племён за Дунаем. В фрагменте писателя VI века Петра Магистра содержится рассказ о том, что в 230 году карпы просили у римского наместника Мезии дань подобно той, которую уже получали готы.[2] В дани им было отказано, но устрашённые приготовлениями римских войск карпы не совершали набегов по крайней мере в течение нескольких лет после того. Большинство фактов свидетельствует в пользу того, что карпы — дакийское (фракийское) племя Нам же следует полувую жертву давть и от трудов наших просо, молоко, туков. Это ведь подкрепляем на коляду ягненком и на Русалии в день Яров также и на Красную Гру. Так ведь делаем мы в воспоминаии гор Карпенских. И в тов ремя звался наш нрод карпене А как стали жить в лесах, то имеем прозвище древиче, а на поле живем имя имеем поляне. К тому же вспомним Дира то есть того, который на нас напал по причине наших раздоров и усобиц. Так вот ведь воряги Эрек и Асек уселись на нашу шею и опротивили нам до крайности. Ведь Аско и Эрек по Непре ходят и людей наших зовут на битву. Но потому как у них Дир не надо идти к ним. Вод ведь Асек имея воинов своих посадил в ладьи и пошел грабить других, и с теми чтобы идти на Грецей разорть их города и принести жертвы богам в земле их. Тогда как не правда таковое, потому как Аско не русич, но варяг, и цель унего лругая, поле то русское он попирает нами , зло делая, погибель имеет он. И Эрке не русич, и так-то этот лис идет хитрить в степь и побивает гостей торговых иных, которые ведь ему доверились. Итут все родичи делились, а кому старшим пребыть, кто же с ними да к Отцам и Праотцам умершим, кто от них происходит, а кто останетца простецом. И та великая ссора овладела русов, котрые дошли до раздора и раздела.

235 год

во времена императора Максимина они, перейдя Истр, вторглись в Иллирию, Паннонию и Мезию и разграбили все, не оставив камня на камне (согласно Авентину (II)). Нападали они и на римские когорты, доставив им неоднократно немало хлопот. Римская империя всегда воздерживалась от войн с сарматами, полагая вполне достаточным, смирив их ярость, отразить их от своих пределов. Видукинд Вагрийский наряду с другими авторами описал войны, которые вели древние сарматы, и превосходно объяснил их историю.

Орбини Мавро Славянское царство.

257 год

В III веке готы вытеснили римлян из Дакии (нынешняя Румыния), тогда же произошло разделение готов на западных (вестготы) и восточных (остготы). В 257 году отряды готов достигли восточного Крыма и, частично разграбив Боспорское царство (Пантикапей и Нимфей) и захватив флот, отправились к берегам Малой Азии. Этим они уничтожили скифское царство с центром в Крыму. Весной 258 года днестровская флотилия готов достигла Боспора и разграбила Халкедон и Никею. В 262 году нападению подверглась Фракия. В 267 году, выйдя из устья Дона, готский флот достиг Коринфа и Афин. В 269 столкновение готов с армией римского императора около города Ниш (Сербия). Аврелиан вынужден оставить Дакию варварам.